Ворота откатные по рельсу

Есть три типа откатных ворот: подвесные (ограничивают проезд сверху), откатные по рельсу (требуют наличия рельса снизу) и консольные (не ограничивают зону проезда, но требуют больше места для отката).

Наиболее популярными, лучше всех обеспеченными готовыми комплектами фурнитуры и инструкциями по монтажу, являются консольные ворота. Однако они требовательны к высокому качеству комплектующих (не самых дешевых) и дополнительному месту вдоль забора для открывания (силовая рама увеличена для компенсации боковых нагрузок, поэтому откат составляет 1,5 длины проезда), а также требуется выполнять надежный фундамент для установки несущих кареток. Не используются подобные ворота при очень широких проездах. Наиболее удачной альтернативой в подобных случаях являются откатные по рельсу ворота (откатные по монорельсу). 

Конструкция откатных по рельсу ворот проста: створка стоит на роликах, которые перемещаются по рельсу, удерживается направляющим кронштейном в верхней части, фиксируется уловителем в закрытом положении. 


Плюсы: монорельсовые конструкции обходятся дешевле и несколько проще в изготовлении и установке, чем консольные или подвесные. Размер створки (и место для отката) соответствуют ширине проезда (а не повышен, как у консольных). У данного типа ворот, как и у консольных, нет ограничения по высоте, так что можно обеспечить проезд любого транспорта, в том числе высокого.

 

Минусы: сам рельс нарушает целостность дорожного полотна, однако особым препятствием для въезда не будет. К недостаткам можно отнести необходимость регулярной очистки рельса, особенно от снега, наледи, льда зимой, а также довольно высокий износ роликов, которые принимают на себя массу створки. Возможно подмерзание роликов в зимний период. 

 

Комплектация

Еще не так давно готовые комплектующие к данному типу ворот найти было затруднительно, необходимые элементы выполнялись на заказ. Сейчас на рынке есть как отдельные комплектующие для откатных по монорельсу ворот, так и наборы, хотя характерного для консольной фурнитуры разнообразия все же нет. На самом деле схема ворот достаточно простая, а требования к фурнитуре более мягкие, так что подобрать все необходимое не так сложно, в том числе допустимо использовать даже подручные материалы и самодельные детали.


Для создания откатных по рельсу ворот необходимы:

сам рельс, устанавливаемый в проезде (в углублении или без);

ролики (колесики), которые крепятся снизу створки, благодаря чему калитка будет катиться по рельсу;

верхний кронштейн (или отдельные парные верхние ролики) для удержания створки в вертикальном положении;

уловитель (1-2 в зависимости от габаритов ворот и типа обшивки);

ограничители хода ворот.

Данные элементы можно собирать отдельно или приобретать единым комплектом. При этом разные производители могут предлагать различный состав подобного набора. 

Не знаешь какой комплект выбрать? Посоветуйся с опытными установщиками ворот!


Ролики

Ролики (колеса) обеспечивают движение створки и одновременно с этим выступают опорой для ворот. Ролики бывают разной формы в сечении: «V»-, «U»- и «H»-образными, чтобы двигаться по рельсу подходящей формы без отклонений. В готовых комплектах обычно предлагаются стальные ролики, при изготовлении на заказ делают в основном из стали или капролона. 

Ролики могут поставляться с кронштейном или без. Конструкция ролика с кронштейном может быть разборной и неразборной (с жесткой фиксацией ролика на оси).


Обычный ролик к нижней части створки крепится с помощью резьбовой шпильки того же размера, что и посадочный диаметр используемого подшипника, и пары соответствующих гаек. Для крепления могут предусматриваться специальные выступающие за пределы полотна «уши» с монтажным отверстием, но иногда ролик «врезается» с нижней стороны створки. 


При наличии кронштейна крепление осуществляется с его помощью. В случае, если ролик не выступает за пределы монтажной пластины кронштейна, соединение с рамой створки осуществляется болтами сквозь специальные отверстия (необходимо выполнить лишь ответные крепежные отверстия в нижней части створки) или привариванием к раме снизу. 


Часто кронштейн предполагает частичное врезание - ролик в той или иной степени заходит внутрь рамы. Опирается створка при этом на кронштейн. 


Из-за рубежа можно заказать и специфические комплекты с особыми креплениями. 


Внешний вид роликов может быть самым разнообразным – единых стандартов нет. Ролики могут отличаться размером (диаметр и/или ширина колеса, внутренний диаметр подшипника), количеством подшипников (1 или 2). К примеру, есть ролики диаметром 78 мм, шириной 20 мм, с внутренним диаметром подшипника 17 мм, рассчитанные на нагрузку 400 кг на пару роликов. А есть ролики диаметром 77 мм, шириной 30 мм, с внутренним диаметром подшипника 12 мм. 

 

В характеристиках к изготовленным в промышленных условиях роликам обычно указываются их несущие способности (обычно до 300, до 400 или до 500 кг). Такие ограничения обусловлены размерами самого ролика (а также толщиной металла кронштейна к нему, если идут в паре), качеством и количеством используемых подшипников. В конструкции каждого ролика может быть предусмотрено наличие 1 или 2 подшипников (к примеру, серии 201 или 203). 


Размещаются колеса под самой створкой. Количество подбирают в зависимости от длины и веса створки, а также несущей способности самих колес. В частном секторе обычно достаточно пары роликов, но при увеличении габаритов ворот можно добавить несколько роликов для более равномерного распределения нагрузки и снижения износа отдельных элементов. 

Рельс

Рельс обычно устанавливают на нулевом уровне («утопленный» в проезд) или чуть выше. Это не слишком мешает проезду транспорта. Рельс должен выдерживать не только вес ворот, но и проезжающего транспорта. Для компенсации нагрузок требуется подобрать надежный материал для самого рельса, а также обеспечить подходящую основу для его установки. 

 

Для изготовления рельса может применяться оцинкованная или нержавеющая сталь, а также алюминий, которые не подвержены коррозии. Изделия из черного металла не подойдут, так как срок службы у них невелик. На рынке есть оцинкованный V-образный (рабочая поверхность в виде треугольника) или U-образный (рабочая поверхность в виде круглой трубы) специальный профиль под соответствующие ролики. Как альтернатива может применяться уголок и круглый профиль соответственно. Для Н-образных роликов в качестве рельса можно взять профильную трубу квадратного сечения (например, 20х20х3 мм), причем дополнительную защиту от деформации обеспечит заливка полости цементом. 


Длина рельса будет в два раза больше проезда, чтобы обеспечить откат в открытом состоянии. Чем больше и тяжелее створка ворот, тем толще должен быть металл (и больше сечение профиля, если выбран этот тип основы), из которого изготовлен рельс. 

С легкими воротами рельс допустимо монтировать без фундамента, в ключевых точках опирая на отрезки швеллера, что упростит установку подобной конструкции на даче. На более оживленном проезде лучше устанавливать с надежным основанием – на прочном дорожном покрытии, но все же допустимо без полноценного фундамента. При наличии хорошей основы (бетонной стяжки, тротуарной плитки, но не асфальта) применяют крепление с помощью анкеров и строительных дюбелей. Особенно удобен данный метод при использовании специального профиля с крепежными отверстиями.

 

При активном использовании ворот, большом весе створки, проезде крупнотоннажного транспорта и подобных «утяжеляющих» условиях рельс следует закрепить более надежно. Для этого можно использовать специально изготовленные закладные, забетонированные в уровень проезда на расстоянии полуметра друг от друга (своеобразный ряд мини-фундаментов), - к ним монорельс просто приваривается. 

Верхний кронштейн

Верхний кронштейн (ограничитель, верхние ролики) – это пара параллельно смонтированных прорезиненных роликов, зажимающих между собой верхний край створки, что позволяет удерживать створку от падения и направлять ее движение. В случае тяжелых полотен используют кронштейны с двумя парами роликов. 

При установке кронштейна следует точно проверять вертикаль расположения ворот и легкость хода створки. Наличие в самом кронштейне продолговатых пазов под крепление роликов дает возможность подстроить элемент под любую ширину створки. 

 

Если комплектующие приобретаются не готовым комплектом, то данный элемент можно взять из набора для консольных ворот или же выполнить из подходящих роликов/колесиков из прочной резины (не пластиковых, чтобы не повреждалось полотно створки). Вполне подойдут колеса от роликовых коньков. 

В случаях, когда верхний край створки неровный, имеется перепад высоты, выступы, различные декоративные элементы, то кронштейн с роликами применять затруднительно. Обычно в этих случаях устанавливаются сдвоенные опоры, прижимные ролики крепятся симметрично, зажимая раму створки между собой. 


Конструкция опор и положение роликов может отличаться. Важно, чтобы вертикаль обеспечивалась при любых условиях: кронштейн не разогнулся под тяжестью створки, не было расшатывания из-за ветровой нагрузки, не наблюдался перекос в сторону одного из роликов. 

Уловители 

Для фиксации створки в закрытом положении применяют уловитель (улавливатель) – металлическую скобу, которая не дает полотну раскачиваться под воздействием ветра, предотвращает излишний шум и деформацию. Применяют стальные оцинкованные или алюминиевые улавливатели. Допустимо использовать один верхний при низкой или легкой решетчатой створке, а с высокой, особенно наглухо зашитой, лучше приобретать пару верхний-нижний. 

 

Ограничители хода 

Также желательно установить ограничители хода с прорезиненным краем, останавливающие ход створки в крайних положениях. Они не дадут створке выйти за предусмотренные пределы, уйти из-под контроля верхнего кронштейна или повредить уловители.


Иногда совмещают уловитель и упор на закрывание. Конечно, подобный вариант удобен в том случае, если опора или надежно закрепленный нащельник расположены позади уловителя, а не сбоку. 


При очень широких, тяжелых воротах базовый комплект лучше расширить. Во-первых, увеличивается количество самих колес. Во-вторых, предпочтительнее устанавливать верхний кронштейн с двумя парами удерживающих роликов. Иногда комплект расширяют за счет нижнего уловителя с полочкой и нижнего накатного ролика для створки, за счет которых будет снижаться нагрузка на опорные ролики, обеспечивающие движение. 

 

Створка

Саму створку можно легко выполнить из профиля: к примеру, внешний каркас из 60х40х2 мм, а внутреннюю раму под обшивку из 40х20х1,5 мм. Зашить готовую створку можно любым материалом – деревом, металлом, профнастилом или иным облицовочным декоративным материалом. Но можно «установить на колеса» кованные, комбинированные и другие варианты створок.


При достаточно больших габаритах створки, особенно глухой, важно обеспечить повышенную жесткость рамы, чтобы ветровая и иные динамические нагрузки не могли повлиять на прямолинейность движения ворот, вызывая подклинивание роликов.

Ширина створки будет несколько больше размеров проезда, так как створка должна надежно удерживаться закрепленными на опорах верхним кронштейном с роликами с одной стороны и уловителями с другой. В среднем ворота «заходят» за столбы на 20 см с каждой стороны. Для отката потребуется место вдоль забора лишь на ширину этой створки. 

Каркас створки можно сделать при помощи Т-профиля.


Опорные столбы

Откатные по рельсу ворота отличаются от других типов распределением нагрузки: у распашных основная нагрузка идет на столбы и петли, у консольных – на роликовые каретки и направляющий рельс, в меньшей степени на опоры, у подвесных – на ролики, верхнюю балку и ее опоры, и только у откатных по рельсу конструкция опирается на грунт через ролики (колесики) и рельс основания, проложенный под створкой в проезде и за его пределами со стороны отката, столбы же должны гарантировать только вертикальность положения створки. 

Поддержка ворот в правильном положении осуществляется с помощью верхнего кронштейна, не позволяющего ей опрокинуться, и уловителей, удерживающих от расшатывания и грохота. С легкими решетчатыми конструкциями особо усиливать опоры нет необходимости. Это делает возможным установить откатные ворота на существующие воротные столбы без серьезного их усовершенствования или полной замены.


При очень крупных и тяжелых створках, высоких глухих полотнах, нагрузка на верхние ролики и удерживающую их опору возрастает. Нередко берутся парные опоры с обеих сторон створки. Но только в особо сложных случаях принимают меры по усилению опор или сдваивания роликов. Вариантов существует множество, адаптировать конструкцию можно под любые условия. 

Целесообразность использования

Комплект необходимой фурнитуры не слишком велик, конструкция самих ворот довольно простая, так что изготовить их вполне можно самостоятельно, при этом обойдутся они недорого. Отсутствие хвостовика (как у консольных) дает возможность использовать минимальный откат, нет ограничений сверху (как у подвесных), допустимо создавать длинные ворота – плюсы данного типа ворот. 

 

С другой стороны, в процессе эксплуатации необходимо тщательно следить за состоянием рельса – мусор, пыль, снег или лед могут не только затруднить движение, но и стать причиной схода ролика с рельса, что грозит поломкой ворот. К тому же зимой возможно подмерзание системы.

На нашем рынке можно найти отечественные и польские комплекты фурнитуры, заказать наборы из-за рубежа или выполнить отдельные элементы на заказ.


Для автоматизации подойдут приводы для откатных ворот, традиционно используемые с консольными конструкциями. При правильной балансировке ворот и отсутствии помех для движения потребуются небольшие усилия приводных механизмов, а значит, нет необходимости приобретать более мощное (и дорогое) оборудование, износ техники будет минимальным, срок службы – увеличенным. С нашим климатом как раз помехи в виде льда и снега делают этот тип ворот неудобным в эксплуатации – требуются значительные усилия для поддержания системы в работоспособном состоянии. 

Не знаешь какой комплект выбрать? Посоветуйся с опытными установщиками ворот!